ПРОФЕССИОГРАММА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧЕЙ-ПРОФПАТОЛОГОВ

PUMTS. 2020; 39(3): 11-16.
https://doi.org/10.31071/promedosvity2020.03.011
Full text (PDF)

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена необходимостью обеспечения непрерывного профессионального развития специалистов сферы здравоохранения в современных условиях ее реформирования,
что предполагает формирование и устойчивое развитие профессиональной компетентности врачей. Целенаправленность очерченному процессу обеспечат соответствующие квалификационные характеристики врачей,
особенно по специальности «Профессиональная патология». Основой для формирования и развития профессиональной компетентности врачей-профпатологов может быть профессиограмма, особенности которой
описаны в предложенной статье. Поэтому цель статьи — определение возможности использования профессиограммы на этапах додипломного и последипломного обучения врачей-профпатологов.
Профессиограмма рассматривается как документ, в котором представлено комплексное, систематизированное и всестороннее описание объективных характеристик профессии и совокупность требований к индивидуально-психологическим особенностям специалиста.
Для выделения разнообразных аспектов исследуемой проблемы использованы методы проблемно-целевого и проблемно-ориентированного анализа нормативных, инструктивно-директивных документов и методической литературы. Результатом является разработанная профессиограмма врача-профпатолога, которая состоит из трех блоков: доминирующие виды деятельности (содержание труда); психограмма; знания и отрасли
использования профессиональных знаний; история профессии и профессии, которые могут подойти определенному типу личности. Каждый блок характеризует особенности профессиональной деятельности врача-профпатолога.
Доказано, что профессиограмма врача-профпатолога отображает особенности этой специальности и позволяет принять решение о возможности получения этой профессии. Для высшего медицинского образования профессиограмма является ориентиром в определении содержания подготовки специалиста, для последипломного — удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей слушателей.

REFERENCES
  1. Nakaz MOZ Ukrainy vid 25.03.2003 № 133 “Pro zatverdzhennia Pereliku spetsializovanykh likuvalno-profilaktychnykh zakladiv, yaki maiut pravo vstanovliuvaty ostatochnyi diahnoz shchodo profesiinykh zakhvoriuvan” [Order of the Ministry of Health Protection of Ukraine of March 25, 2003, № 133 “On approval of the List of Specialized Medical Preventive Institutions Eligible for the Final Diagnosis of Occupational Diseases”]. Retrieved from https://zakon.rada. gov.ua/laws/show/z0283-03.
  2. Nakaz MOZ Ukrainy vid 10.01.2005 № 7 “Pro zatverdzhennia standartiv nadannia medychnoi dopomohy za spetsialnistiu “Profesiina patolohiia» v ambulatorno-poliklinichnykh zakladakh” [Order of the Ministry of Health Protection of Ukraine of January 10, 2005, № 7 “On approval of the Procedure and Criteria for Establishment of the Sustainable Loss of Professional Disability by the Medical and
    Social Expert Commissions as a Percentage of Workers Who Have Damaged Health Related to Work”]. Retrieved from https://ips.ligazakon.net/document/MOZ4117.

  3. Nakaz MOZ Ukrainy vid 05.06.2012 № 420 “Pro zatverdzhennia Poriadku ta Kryteriiv vstanovlennia medyko-sotsialnymy ekspertnymy komisiiamy stupenya stiikoi vtraty profesiinoi pratsezdatnosti u vidsotkakh pratsivnykam, yakym zapodiiano ushkodzhennia zdorovia, poviazane z vykonanniam trudovykh oboviazkiv” [Order of the Ministry of Health Protection of Ukraine of June 05, 2012, № 420 “On Approval of the Procedure and Criteria for Establishing Sustainable Loss of Occupational Disability by Medical and Social Expert Commissions as a Percentage of Workers Who Damaged Health Related Work”]. Retrieved from https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1387-12.
  4. Nakaz MOZ Ukrainy vid 15.01.2014 № 34 “Pro zatverdzhennia ta vprovadzhennia medyko-tekhnolohichnykh dokumentiv zi standartyzatsii ekstrennoi medychnoi dopomohy” [Order of the Ministry of Health Protection of Ukraine of January 15, 2014, № 34 “On approval and implementation of medical and technological documents on standardization of emergency medical care”]. Retrieved from https://moz.gov.ua/article/ministry-mandates/nakaz-moz-ukrainivid-05062019–1269-pro-zatverdzhennja-ta-vprovadzhennja-mediko-tehnologichnih-dokumentiv-zi-standartizacii-ekstrenoi-medichnoi-dopomogi.
  5. Postanova Kabinetu Ministriv Ukrainy vid 28.03.2018 № 302 “Polozhennia pro systemu bezperervnoho profesiinoho rozvytku fakhivtsiv u sferi okhorony zdorovia” [Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine of March 28, 2018 № 302 “Regulations on the system of uninterrupted professional development of health care in the sphere of health protection”]. Retrieved from https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/302-2018-%D0%BF.
  6. Postanova Kabinetu Ministriv Ukrainy vid 17.04.2019 № 337 “Deiaki pytannia rozsliduvannia ta obliku neshchasnykh vypadkiv, profesiinykh zakhvoriuvan i avarii na vyrobnytstvi” [Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine of April 17, 2019 № 337 “Some issues of investigation and accounting of occupational accidents, occupational diseases and accidents”]. Retrieved from https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1232-2011-%D0%BF.
  7. Kligunenko, E. N., Kravec, O. V., Ploshchenko, Yu. A. et al. (2018). Sovremennyj podhod k obrazovaniyu vrachej: koncepciya nepreryvnogo medicinskogo obrazovaniya i nepreryvnogo professional’nogo razvitiya [A Modern Approach to Physician Education: The Concept of Continuing Medical Education and Continuing Professional Development]. Novosti mediciny i farmacii — News of medicine and pharmacy, 13 (668), 19.
  8. Kharkivskyi, V. S. (2017) Porivnialnyi analiz rezultativ uprovadzhennia strukturno-funktsionalnoi modeli systemy rozvytku pravovoi kompetentnosti fakhivtsiv medychnoi haluzi v pisliadyplomnii osviti [Comparative analysis of the results of implementation of the structural-functional model of the system of development of legal competence of medical professionals in postgraduate education]. Problemy inzhenerno-pedahohichnoi osvity — Problems of engineering and pedagogical education, 54-55, 325–335.
Короткая ссылка на эту статью: http://promedosvity.in.ua/?p=6784

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.